«Некто» смелый на Крымском валу
Как сделать мудрую выставку к юбилею Октябрьской Революции
На минуту представьте: вы – художник, на дворе революционный 1917, «вихри враждебные веют» над вами, а вы мечтаете о селедке на ужин и пишите бесконечные натюрморты со всеми атрибутами изобильного застолья или самозабвенно рисуете фривольные сценки из жизни французских аристократов 18 века. Парадокс или здоровая защитная реакция? Скорее, второе: в смутное время мало кто готов бросаться на баррикады, а вот иллюзию уютного покоя создать хочется. Дом уже горит, но вы еще за чашкой чая.
Именно об этом художественном эскапизме выставка «Некто 1917», созданная кураторской группой Третьяковской галереи. Столетие революции российские (равно как и зарубежные) музеи сами себя обязали отметить «датными» выставками: и здесь уж кто на что горазд. Самыми популярными стали варианты проектов, где все красно-красно («Плакат эпохи революции» Русского музея) или русско-авангардно (по этому пути пошла нью-йоркская МоМа, сделав выставку «Революционный порыв: расцвет русского авангарда»). А вот лондонская Королевская академия показала выставочный блокбастер иного плана – в «Революции. Русское искусство 1917-1932» помимо авангарда было кое-что еще – реализм и его социалистическое продолжение. Третьяковская галерея пошла еще дальше, посвятив 1917-му полифонический роман, заглавными героями которого стали художники со своими страхами и мечтами, а не направления и стили.
Выставка рассказывает о настроениях художников в революционное время и включает несколько разделов: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Эпоха в лицах», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира», «Шагал и еврейский вопрос».
Чудо как хороша драматургия экспозиции: здесь, как в пьесе, и внятный пролог в виде картины Кандинского «Смутное», написанной ровно в тот самый 1917, и до буквальности деление на левых (русский авангард в ударном составе – Малевич, Розанова, Попова, Клюн, Сенькин, Родченко) и правых (парадные портреты Исаака Бродского, натюрморты Ильи Машкова и интерьеры Остроумовой-Лебедевой), мощная кульминация – черная комната с жутчайшими архивными фотографиями и кинохроникой революционных событий, и неоднозначный эпилог с разбитой статуей свободы Николая Андреева. Последнюю в 1919 установили на Советской площади в Москве, а в 1941 за ненадобностью и ветхостью взорвали (на выставке – уцелевший фрагмент). Кураторы дают общим планом целый срез русского искусства, созданного накануне революции.
Стратегии поведения художников в нервный, взвинченный 1917 считываются моментально: здесь утопист, мечтатель Малевич с парящими в белом космосе квадратами и прямоугольниками на холстах, рядом – выживающий при любом режиме Бродский с портретом Керенского на пике его славы, эскапист Сомов, и через год после октябрьских событий продолжающий рисовать иллюстрации к «Книге Маркизы», и чуткий к народному нутру Борис Григорьев, жестко и честно изобразивший «Лики России» (1921).

И в этой истории нет однозначных героев: вот милая безделица Сергея Судейкина – «Летний пейзаж» с безобидными нимфами на фоне идиллического озера в разделе «Прочь от этой реальности», а ближе к финалу выставки – тот же Судейкин, но уже с едким плакатом «Слетайтесь вольные птахи», где карикатурный Николай II «освобождает» народ от своей государевой власти.

Это выставка о томительном, сводящим с ума ожидании и диком ужасе перед неизвестным, когда в ситуации неразличимости перед бурей все становятся равными. За скобки выносятся сюжеты, напрямую с связанные революцией (сюжета о штурме Зимнего вы здесь не обнаружите, и даже Ленин нигде не мерещится) – всего пара рисунков из московского собрания Подстаницких показывает 1917 год в Москве.

Состав выставки неимоверно «звездный» и даже хрестоматийный, но все же и без редкостей не обошлось: едкая карикатура «Бывшее его императорское величество» Владимира Лебедева для журнала «Новый Сатирикон» или «Зеленая полоса» Ольги Розановой – чистое сокровище.

Смелость кураторов в крамольной для русской культуры мысли - художник в этот страшный 1917 вовсе не провидец, а самый обыкновенный человек, которому страшно, а выставка оборачивается групповым сеансом терапии по излечиванию травмы, нанесенной революцией. Разве что голоса в этом хоре порою сливаются, а хочется узнать чуть больше о каждом из них – личных историй художников на выставке немного.

«Некто 1917» - ход конем в юбилейной череде выставок, меняющий привычную оптику на юбилейный формат – ни революционный пафос агитпродукции, ни авангардная утопия.

Какой ты художник в 1917 году?
Константин Сомов
Ты иллюстрируешь "Книгу маркизы", пишешь портрет Н.Г. Лукьянова в духе классического парадного портрета и всячески избегаешь говорить и думать о надвигающейся катастрофе.
Исаак Бродский
Ты выживешь при любой власти: во времена славы Керенского - пишешь его портреты, позже - Ленина. С удовольствием берешься за заказные портреты.
Казимир Малевич
Ты грезишь революцией в искусстве и новыми формами, с удовольствием пишешь манифесты и именуешь новые направления.
Борис Григорьев
От твоего пронзительного взгляда не скрыться, ты точно знаешь, кому можно верить, а кому - нет.
Кураторы
Искусствовед, исследователь и эксперт искусства русского авангарда.
Куратор выставок:
2003 - «Cubisme — Кубизм — Kubismus. Художественный прорыв в Европе. 1906—1926», Музей Шпренгеля (Ганновер), Государственная Третьяковская галерея
2005 - «Бубновый валет»
2010 - «Пётр Кончаловский. К эволюции русского авангарда»
2011 - «Борис Григорьев. Живопись, графика», Государственная Третьяковская галерея
2013-2014 - "Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом", Государственная Третьяковская галерея (совместно с Евгенией Илюхиной)
Ирина Вакар
Куратор
I think if you do something and it turns out pretty good, then you should go do something else wonderful, not dwell on it for too long.
Елена Воронович
Сокуратор выставки
You can't connect the dots looking forward, you can only connect them looking backwards.
Alex Larkins
Founder of Pic Pen studio
Почему на выставке есть раздел "Шагал и еврейский вопрос"?

Это небольшая, но очень важная часть выставки. Нам хотелось показать значимость этого вопроса и самого искусства Шагала как результата сочетания еврейской, европейской и российской культур и подъёма национального самосознания в этот период. Надо сказать, что скоро в Еврейском музее открывается выставка, посвящённая «еврейскому ренессансу» начала двадцатого века «Каждому по свободе? История одного народа в годы революции». Так что тема, которую мы затрагиваем действительно существенна и важна. Нас спрашивают: «Почему именно еврейской вопрос?». Ответ довольно прост – потому что в искусстве Марка Шагала как в капле воды отразились проблемы и успехи национальных школ.
Елена Воронович
сокуратор выставки
Текст, фото и видео: Оксана Маякова, Ирина Ризнычок, Полина Спиридонова.
Made on
Tilda